- Вольный стих
-
ВО́ЛЬНЫЙ СТИХ — в рус. силлабо-тонич. стихосложении рифмов неравностопный стих с неурегулиров. чередованием строк разной длины (от 1-стопных до 6-стопных). Как правило, нестрофичен. Переносы в В. С. редки, длина стиха обычно определяется длиной интонац. отрезка. В рус. классич. поэзии разрабатывался лишь один вид В. С. — вольный ямб, опыты др. размеров в В. С. были раритетами, поэтому термины "В. С." и "вольный ямб" часто употребляются как равнозначные. "Основоположником" вольного ямба в рус. поэзии считается А. П. Сумароков, утвердивший этот стих в басне; в высокой лирике В. С. начал использовать В. Петров, а затем Г. Державин. В 18 в. В. С. употребляется в басне (М. М. Херасков и др.), "сказках" (стихотв. новелле "Душенька" И. Ф. Богдановича), лирике, эпиграммах, переложениях псалмов, муз.-драм. произв. ("Цефал и Прокрис", "Альцеста" А. Сумарокова), в нач. 19 в. — в посланиях, элегиях ("Погасло дневное светило" А. Пушкина), драме ("Горе от ума" А. Грибоедова, "Маскарад" М. Лермонтова). Структура В. С. 18—19 вв. обнаруживает отчетливую связь с жанром: вольным ямбом с чередованием стопностей от 1 до 6 писали басни, иногда — комедии и драмы, в лирике колебание стопности значит. меньше, обычно от 4 до 6 (6-стопные строки всегда имели цезуру). В кон. 19 — нач. 20 в. получают распространение неямбич. В. С., прежде всего вольный хорей (В. Маяковский), а также вольные амфибрахий, анапест, дольник и др. (И. Анненский, А. Блок, А. Белый, Саша Черный и др.). 20 в. начинает использовать в В. С. сверхдлинные стихи (7-, 8- и 10-стопные ямб и хорей у В. Маяковского и Б. Пастернака, до 13 стоп вольного ямба у Н. Олейникова).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.